Прихильники

субота, 7 лютого 2009 р.

Повторители манеток на рога


Информации об этой конструкции на удивление немного, хотя выпускали эти манетки целых 5 лет - с 1998 по 2002 годы. Не получилось даже найти фото системы в сборе, хотя по запросу в Гугле выдается приличный список магазинов, где можно купить этот хитрый компонент. В комплекте идет одна манетка и два коротких невзаимозаменяемых тросика с пыльниками. Тросики судя по всему тоньше обычных - в отзывах часто проскальзывают фразы вроде "купил сразу 3 комплекта, чтобы были запасные тросики", благо стоила эта манетка очень недорого. Вдохновившись повторителями тормозов для циклокроссеров и триатлонистов, разработчики видимо захотели дать возможность переключаться при хвате за рога - очень актуально для апхиллов и шоссе. Путь для этого выбрали оригинальный. Каждый из тросиков идет к одному из рычагов основной манетки. Единственная плохая иллюстрация:


На рычаге повышения передачи (дальнем от нас) видно упор троса. Чуть более подробная схемка есть в немецком каталоге Shimano : http://bernd.sluka.de/Fahrrad/Shimano/TM/SL-SS95_1998.gif , приводить ее здесь не буду, чтобы не загромождать тему. Таким образом добились абсолютной независимости работы этого пульта ДУ от количества звездочек - манетка работала с 8-скоростными манетками M951 и 9-скоростными M952 и M750. В теории все выглядит хорошо. А на практике? 
Среднестатистический отзыв с mtbr.com будет примерно такой: "Не необходимо, но прикольно, хотя есть очень серьезные просчеты разработчика". Разберем их подробнее. 
Во-первых, чудовищно паскудный способ крепления на рог. Вместо классического хомута манетка крепится на рог как плафон к люстре - одним болтом, который упирается непосредственно в рог. Этот болт отчетливо видно на первой фотографии - он сверху. Такое крепление очень ненадежно и в конце концов просто просверливает стенку рога насквозь. Почему выбрали именно такое крепление, история умалчивает. Предполагаю потому, что рога не стандартизированы так строго, как диаметры рулей - хомут поддерживает весьма небольшой диапазон диаметров. 
Во-вторых, конструкция весьма непрочная - манетка сделана из хрупкого пластика и находится в удароопасном месте. Поэтому при падениях часто размазывается тонким слоем по окрестным каменюгам. Самое обидное, что при этом обычно заклинивает и основную манетку, так что домой приходится возвращаться переключаясь только спереди. 
В-третьих, в нагрузку к манетке добавляются две петли из тросиков в ненужном месте. Если ими зацепиться за дерево, во всей своей красе проявится недостаток номер 2. 
И наконец последняя изюминка. В обычную манетку трос заправляется, затем упирается бобышкой в потроха механизма, пропускается через рубашки и зажимается винтом на переклюке. На хвост троса напрессовывается законцовочка. А здесь законцовка - силовой элемент и воспринимает всю нагрузку. Естественно, периодически соскакивает в самый интересный момент. 
Ну и всякие мелкие недочеты вроде туговатого хода клавиш, малого ресурса, выскакивающих из упоров тросиков, отсутствия натяжителей для них и всякого такого. Но несмотря на все недостатки, манетку выпускали довольно долго и сняли с производства вместе со всей группой. В новом XTR'e М960 ничего подобного уже не было

Немає коментарів:

Дописати коментар